поиск персон по первой букве фамилии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Тельман Байбурдов о строительстве французского завода в Саратове: «Лучше бы развивали собственное производство»

Завод по производству акриламида французской компании «СНФ-Флопам», который собираются построить в Заводском районе Саратова, не первый в России. В стране есть как минимум четыре подобных завода – в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область), Перми и Дзержинске (Нижегородская область).

Есть такой завод и в Саратове. ООО «Акрипол», в котором трудится 160 человек, производит акриламид с 1993 года. Возглавляет его Тельман Байбурдов, почетный химик России.

По словам Байдурова, производство акриламида наукоемкое, поэтому фирм, занимающихся его производством, в мире всего несколько. «СНФ-Флопам» – одна из крупнейших, с 45% мирового рынка. В России таких почти нет, поскольку производство требует очень больших вложений, окупить которые можно только через пять-шесть лет.

«Для Саратова было бы во сто крат выгоднее не строить здесь иностранный завод, а увеличить мощность родного саратовского завода. Но найти инвестора нереально. В нашей стране все хотят деньги сразу и не хотят ждать. Даже такие гиганты, как «ЛУКойл» или «Газпром», не хотят вкладывать в подобный завод деньги. Французам под силу открыть такое предприятие благодаря огромным объемам по всему миру. Если бы технология не была наукоемкая и дорогая, только у нас Саратове таких предприятий уже создался бы десяток», – говорит директор «Акрипола».

А пока 90% дефицитного акриламида везут в Россию из-за границы и по двойной цене. Его себестоимость почти в два раза дешевле (1500-2000 долларов за тонну), чем сам полимер (от 3000 до 5000 долларов за тонну), отмечает Тельман Байдуров. Сырье под рукой, готовые энергоносители и инфраструктура плюс дешевая и еще пока грамотная рабочая сила – вот то, что привело к нам французов.

«Они все посчитали, им выгодно, поэтому и строят. Будут получать 40-50 тысяч тонн акриламида, и продавать в Россию и другие страны. Если посмотреть с точки зрения технологии и комплексных потребительских свойств акриламида, в ближайшие лет 30-40 не будет подобных продуктов, которые могли бы вытеснить его с рынка. Даже в научном плане нет таких разработок», – признает Тельман Байдурдов.

Хотя основным бенефициаром проекта будет фирма-разработчик, для саратовцев некоторые плюсы его появления тоже есть, считает директор «Акрипола». У «Оргсинтеза» избыток акрилнитрила, и появление покупателя, который сможет здесь, на месте, его переработать – большой плюс. К положительным моментам следует отнести и рабочие места, и, пусть и небольшие, налоги, которые предприятие будет платить в местный бюджет.

«Что касается выбросов, не думаю, что будут проблемы. У французов все это предусмотрено. Если мы не беспокоимся о производстве акрилнитрила мощностью 150 тысяч тонн, которое у нас уже существует, где выбросы гораздо больше и гораздо токсичнее, и о производстве цианидов, которое у нас под боком, то производство полиакриламидов по сравнению с этим – детский сад. По классу опасности и выбросам будет гораздо ниже», – уверен Тельман Байдурдов.

Руководитель ООО признает, что в советское время стандарты безопасности были гораздо жестче, чем даже в западных странах. Сейчас декларация не всегда соответствует реальности. Росприроднадзор регулярно проверяет «Акрипол» на соответствие нормам, выбросы определяются в нескольких точках. Новый завод будет почти соседом – расстояние между ними примерно 1,5 км.

Некоторые специалисты склоняются к мнению, что французский гигант вытеснит с рынка маленького саратовского конкурента, но Тельман Байбурдов конкуренции не боится.

«У нас рынок уже сформированный, думаю, клиентов не потеряем. Есть клиенты, которые закупают полиакриламид малыми объемами, а у нового завода мощности будут громадные, им будет невыгодно обслуживать маленьких покупателей. У полимеров более ста марок, по некоторым мы даже имеем преимущества по цене – у нас на 40-50% дешевле. Маленький рынок им уничтожать невыгодно, он показывает, куда двигаться в ценовой политике», – объясняет директор «Акрипола».

Источник: Взгляд-Инфо