поиск персон по первой букве фамилии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ярешко Александр Сергеевич

4bc6844a3fccc7fbee7abcd6c9a55589

 

Заведующий кафедрой Саратовской государственной консерватории

Биография:

Родился 11 сентября 1943 года в станице Крыловская Ленинградского района Краснодарского края.

В 1962 г. окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище по специальностям «хоровое дирижирование» и «скрипка».

С 1963 по 1965 гг. служил в рядах СА в ракетных войсках.

С 1965 по 1971 гг. учился в СГК имени Л.В. Собинова.

В 1975 закончил отделение аспирантуры Российской Академии музыки им. Гнесиных.

С 1971 по 1979 гг. — работал в Астраханской государственной консерватории.

С 1984 работает в СГК им. Л.В. Собинова.

В 1989 г. был инициатором создания  Общероссийской общественной организации деятелей культуры «Ассоциация колокольного искусства России», а с 1994 является её президентом.

В 1996 г.  защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения в Российской Академии музыки им. Гнесиных. В 1997 присвоено учёное звание «доцент».

С 1999 г.  является заведующим кафедрой народного пения и этномузыкологии СГК.

В 2005 г. на основании защиты диссертации   присуждена учёная степень доктора искусствоведения.

В 2009 г. присвоено звание Лауреата премии имени академика Д.С. Лихачёва «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России» и Заслуженный деятель науки и образования РАЕ.

С 2010 г. присвоено звание  Академика Российской академии естествознания.

 

Блиц-интервью (2013)

Из моих детских воспоминаний наиболее ярким является… концерт кубанского хора в станичном клубе. После войны моего отца-фронтовика избрали председателем колхоза в станице Крыловской. И как вы думаете, с чего он начал восстанавливать разрушенное колхозное хозяйство? С создания станичного казачьего хора. В хоре пела моя мать, а я сидел на репетициях и слушал. А еще в эти же годы я однажды услышал звуки скрипки в клубе, и они поразили меня необыкновенной красотой. Я стал учиться игре на скрипке. Так я навсегда «заболел» музыкой.

Самый мудрый совет я получил… от моего консерваторского учителя – профессора Льва Львовича Христиансена. Однажды мы шли с ним мимо Липок, где уже с раннего утра в клубах папиросного дыма пенсионеры азартно забивали «козла». Он сказал: «Почему они думают, что могут не работать? Человек должен работать всегда, не важно кем и как, но обязан работать до конца своих дней. Так устроена жизнь». Этому завету учителя я следую всегда.

Меня всегда поддерживает… желание быть в гуще событий, принести пользу молодежи (я ведь руковожу кафедрой, где 50 студентов и более 10-ти педагогов), и желание творчества, его продолжения. Я даже не знаю точного числа, сколько я уже написал работ, собрал народных песен, сделал обработок для исполнения, я только знаю, что мне еще надо сделать в этой жизни. Это дает мне новые силы.

Я дорожу… временем, определенным мне свыше. Например, я предпочитаю отдыхать на природе, все равно где – или на даче, или на берегу моря, но я всегда беру с собой все необходимое для работы. Докторскую диссертацию я продолжал писать на пеньке на берегу моря. Прекрасно работается, когда перед тобой безбрежность, величие и красота.

Я против… уныния, самокопания в своих жизненных невзгодах, пессимизма. Хотя жизнь неимоверно сложная «штука» и, порой, непредсказуема, но ее надо воспринимать позитивно. Когда я со своими единомышленниками начинал в 70-х годах прошлого века восстанавливать православные колокольные звоны в церквях, музеях, то, конечно, мы понимал всю сложность этого. Ведь это было время последнего «наступления» на церковь, когда рушили все уцелевшее. А я в эти годы с магнитофоном объезжал уцелевшие храмы, встречался со звонарями и записывал их искусство. Мне удалось застать последнее поколение звонарей, хранивших традицию православного колокольного звона, и записать их «в живую». Это легло в основу сохранения традиции. Она не прервалась.

Меня удивляет… удивляет позиция некоторых молодых людей: хочу, что было всё сразу и сейчас! Убеждаю, что для благополучия нужно приложить немало сил. И вспоминаю неимоверно трудную жизнь своих родителей и всех людей военного поколения, переживших неслыханные беды и потрясения. Но они умели не только работать, но и радоваться жизни, радоваться всему хорошему, что выпадало на их долю, хоть и в малых дозах. Наверное, в этом кроется счастье и смысл жизни.

Я живу в Саратове потому, что… дорожу тем, что дал мне этот город. Я хоть и рожден на Кубани, но получил образование в Саратовской консерватории. Моя Alma mater воспитала меня, дала путевку в жизнь, в большое искусство.

 

Источник: предоставлено персоной

Организация: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

Адрес: 410012, г. Саратов, просп. им. Кирова С.М., д. 1.

Контакты:
Телефон: (845-2) 23-05-03
Факс: (845-2) 27-26-53
Электронная почта: sgk@freeline.ru
Сайт: www.sarcons.ru

Первая в русской провинции и третья в России консерватория была открыта в Саратове в октябре 1912 года по инициативе Городской думы, губернатора и саратовского отделения Императорского русского музыкального общества, которое возглавлял выдающийся музыкант С.К. Экснер, ставший первым директором консерватории.

Первоначальное название вуза – Саратовская Императорского русского музыкального общества Алексеевская консерватория (название дано в честь выздоровления наследника престола).

Преподавательский состав консерватории был очень представительным и авторитетным с самых первых страниц ее истории. В консерваторию были приглашены видные музыканты-педагоги из российских столиц и ряда европейских стран.

Весной 1915 года состоялся первый выпуск консерватории, которую окончили 15 молодых музыкантов: 5 пианистов, 6 вокалистов, композитор, скрипач, трубач и кларнетист.

В настоящее время в структуру консерватории входят: Театральный институт, 3 факультета, 19 кафедр, которые осуществляют подготовку композиторов, музыковедов, пианистов, исполнителей на струнных, духовых, народных, ударных инструментах, дирижёров академических и народных хоров, оперно-симфонических дирижеров, вокалистов академических и народных, актеров театров драмы, кукол и музыкального театра, режиссеров драмы.