поиск персон по первой букве фамилии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Владимир Мухин объяснил, почему сгоревший Дом офицеров нельзя снести и построить заново

Дом офицеров в городе Энгельсе Саратовской области будет восстановлен после пожара — это единственный вариант развития событий. Об этом «СарИнформу» сегодня заявил председатель регионального комитета культурного наследия Владимир Мухин.

Напомним, 7 августа огонь охватил более 900 квадратных метров здания. Во время тушения в Доме офицеров обрушилась часть крыши и внутренних перегородок. В ночь на 8 августа пожарные заливали водой тлеющее здание.

На другой день после пожара в социальных сетях появились комментарии с призывами снести объект культурного наследия, так как якобы проще и дешевле отстроить его заново, чем восстановить. Эти же предложения звучали до сентября 2019 года, пока в ситуацию не вмешался председатель Государственной думы Вячеслав Володин, к которому обратились возмущенные идеей граждане. Политик потребовал сохранить историческое здание.

В январе 2020 года дому офицеров присвоили статус выявленного объекта культурного наследия. 18 ноября того же года в нем случился пожар. Спустя два месяца здание признали объектом культурного наследия регионального значения. Планировалось, что реконструкция Дома офицеров начнется в 2023 году. На реставрацию требовалось более 650 миллионов рублей. 15 июня стало известно, что Вячеслав Володин нашел деньги на восстановление памятника.

8 августа Владимир Мухин посетил сгоревший Дом офицеров и объявил, что надеется на реставрацию, так как «все еще возможно дать ему вторую жизнь». Сегодня мы попросили министра подробнее рассказать о том, почему нельзя, действительно, снести здание и выстроить заново, как предлагали в 2019 году. В ответ он заявил, что это противоречило бы федеральному законодательству.

«Этот вопрос звучит очень часто. Но это совсем неправильно. Не в плане денег, а потому, что мы имеем дело с объектом культурного и исторического наследия. Здесь самое важное — подлинность. По федеральному закону мы обязаны ее сохранить. Градозащитники часто приводят пример — копия «Джоконды» Леонардо да Винчи будет только копией, а не произведением искусства. Здесь то же самое. Можно сделать тысячу копий, но ни одна из них не будет тем историческим и культурным объектом, который был поставлен на государственную охрану. Мы же не можем заменить архитектора и историческое событие. Мы можем сделать только нечто, похожее на оригинал. Мы не сможем заменить здание, в котором бывали исторические личности (Дом офицеров, построенный в Энгельсе в 1936 году по проекту архитектора Иосифа Каракиса, посещали космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов и Алексей Леонов, летчики Марина Раскова и Валерий Чкалов. — ред.)«, — объяснил Мухин.

Министр отметил, что закон позволяет воссоздавать исторические объекты, но только в тех случаях, когда оригиналов уже не существует, а Дом офицеров, пусть и поврежденный, еще стоит.

«Например, Триумфальная арка в Саратове. Когда-то в 20-е годы XX века этот объект уничтожили. Теперь его восстанавливают, хотя это и не объект культурного наследия. Или, например, дом № 5 на улице Московской — когда-то там стоял объект, который и сейчас числится в реестре памятников. Но в 90-е годы его по какой-то причине уничтожили, теперь его нет. Мы можем говорить здесь о воссоздании. Подлинник не сохранился, но мы можем показать людям, каким он был. А если объект существует, в нем есть подлинные элементы, необходимо принять все возможные меры для сохранения как можно большего количества подлинных элементов.

Это не значит, что там ничего нельзя менять. Если отдельные элементы пришли в полную негодность — бывает, что древесина просто сгнивает, элементы можно заменить на аналогичные, но это уже вынужденная необходимость. В противном случае, объект просто теряет смысл. Закон требует сохранения объекта даже если он сохранился частично. В Доме офицеров — только реставрация!» — объяснил Мухин.

Он подчеркнул, что нынешнее состояние памятника не требует создания нового проекта реконструкции. Нужно изучить масштаб повреждений и внести коррективы в прежний. Существующий проект пока еще не согласован, поэтому в него можно вносить правки, в том числе конструктивные. Стоимость реконструкции может вырасти — в связи с увеличением объема работ.

По словам министра, которые «СарИнформу» позже подтвердили в региональном управлении МЧС, специалисты все еще выясняют причины пожара.

«Пока рано об этом говорить. Мы направили обращение в МЧС и в полицию — для выяснения причин пожара и определения виновных в случившемся. Врио губернатора области Роман Бусаргин дал поручение обратиться также в областную прокуратуру, чтобы расследование было взято на контроль. Мы это сделали. Также мы направили ответственным чиновникам письма, чтобы они приняли меры к ограничению доступа в здание. Расследование причин пожара невозможно провести за один день, на это потребуется какое-то время. Мы ждем ответа, а если будет установлен поджог, думаю, появится уголовное дело«, — сказал Мухин.

Источник: СарИнформ